На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

9 002 подписчика

Свежие комментарии

Нужен ли Луганску памятник, воздвигнутый запрещенной в России организацией?

Говорят, движение BLM, получившее старт в США, настолько заразно, что докатилось и до изолированного Луганска. Там университет отказался от имени Тараса Шевченко, которое носил с 1939 года, когда еще не был университетом, а только педагогическим институтом, тем более не был национальным. Кстати от титула «национальный» университет тоже отказался. Более того, ходят слухи —  идет обсуждение демонтажа памятника Кобзарю, что расположен на центральной площади города, которая носит название Героев Великой Отечественной войны.

Конечно же, BLM здесь совершенно ни при чем. Луганск не собирается ни перед кем становиться на колени – ему не в чем каяться. Просто – всему свое время. И время Украины в Луганске истекло.

«С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,

Только когда придет и вам помирать, бугаи,

Будете вы хрипеть, царапая край матраса,

Строчки из Александра, а не брехню Тараса».

Иосиф Бродский, «На независимость Украины», 1994 г

Тарас стоит на территории сквера, который тоже носит имя Героев Великой Отечественной войны, к которым Кобзарь, равно как и к Луганску, не имеет ни малейшего отношения. Угрюмо поглядывает Шевченко на Обелиск Славы, который находится прямо напротив него. Их разделяет улица Советская, к которой Кобзарь также не имеет никакого отношения, но не только — между этими двумя памятниками историческая и ментальная пропасть.

Появился не на своем месте Тарас внезапно. Но не случайно. Дело было мае 1998 года. Ничего, как говорится, не предвещало… Никакого диалога с горожанами о целесообразности монумента Кобзарю не было, во всяком случае сейчас решительно никто об этом ничего не помнит. Просто на входе в сквер в какой-то момент огородили территорию забором, и что за ним происходило никто не знал. Потом забор исчез, остался памятник кому-то, накрытый тканью. 22 мая с него торжественно сдернули завесу, и пред луганчанами предстал Тарас.

Воздвигли Тараса с легкой руки нынешнего главы украинского СНБО Алексея Данилова – в те времена мэра Луганска. Данилов, как известно, в новой должности уже прославился рядом заявлений, последнее из которых о том, что русский язык на Украине должен быть искоренен. Но русофобия Данилова – не дань времени, а старая болезнь, просто давшая осложнения. Тогда в 90-е  – это была беззаветная, даже болезненная любовь к Украине. Например, ее проявлением было «завещание» Данилова, где он просил похоронить его, завернутым в украинский флаг. «Завещание», конечно, громко сказано – так вороватый мэр Луганска пытался спастись от отставки, которую ему устроили благодарные горожане. Данилов организовал пиар-кампанию, где главным козырем выбрал историю про то, что его хотят устранить физически. Убрали Данилова с должности в 1997-ом, хоронить не пришлось, но запущенный им процесс с увековечиванием памяти Кобзаря, не остановился.

Сам Данилов на время исчез, но судьба русофоба вскоре вновь улыбнулась ему. В 2004 году он возглавил на Луганщине предвыборный штаб кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко. В результате, Оранжевый госпереворот усадил Данилова в губернаторское кресло. Вписался закоренелый русофоб и в новую реальность, заслужив почет у «слуг народа».

Эти лирические отступления о Данилове – не случайны. Они демонстрируют не только насколько выгодной может быть русофобия на Украине, но также и то, как последовательно навязывалась там украинская идея. И главное – кем.

Есть еще один интересный и немаловажный момент в истории появления Тараса на главной площади Луганска. А именно – откуда растут ноги у этой идеи.

«Жовто-блакытный реет над Конотопом,

Скроенный из холста, знать, припасла Канада».

Иосиф Бродский, «На независимость Украины», 1994 г

Из открытых источников мы узнаём, что было предтечей появления Тараса в Луганске. Оказывается, это был «народный проект, на который собирала деньги вся страна». А также Всемирный фонд Т. Г. Шевченко и Всемирный конгресс украинцев. Я лично что-то не припомню этого «всенародного проекта». Деньги для помощи пострадавшим в результате потопов галичанам собирали всем Донбассом — помню, за что они нас и отблагодарили в итоге. На Шевченко – не помню. Да и ни к чему это. И так ясно, что инициатива по установке украинского идола родилась в украинской закордонной диаспоре. А теперь вишенка на торте: что такое Всемирный конгресс украинцев.

Начнем с того, что в России деятельность Всемирного конгресса украинцев запрещена наряду с ИГИЛ. Стоит ли продолжать? По-моему, достаточно лишь отметить, что эта организация с нацистскими корнями, уходящая в далекое прошлое, сформированная из недобитков ОУН Мельника, осевших после победы СССР над нацистской Германией в США и Канаде. Вечными целями «конгресса» была борьба с Россией: советской, современной — без разницы. Конечно, за деньги заокеанских хозяев. Методы обычные: шпионаж, диверсии, пропаганда…

Нельзя сказать, что с идеей убрать Тараса из центра Луганска согласны все луганчане. Основной мотив защитников Кобзаря – нельзя уподобляться украинским вандалам, мы не такие. Есть также мнения, что Шевченко никакой не русофоб, а напротив – сторонник идеи славянского братства. Так или иначе, дискуссия идет. Никто не подкатывает к монументу на бульдозере и не сносит ему голову.

Примечательно, что еще совсем недавно о такой широкой дискуссии в Луганске и не думали. Например, в 2016 году представители руководства ЛНР возлагали цветы к памятнику Шевченко в честь 202-й годовщины со дня рождения, произносили торжественные речи. Но все течет, все меняется… И время Украины в Луганске истекло. А вместе с ним – пора расставаться и с украинскими символами – точнее, символами украинской оккупации. И рано или поздно, Тарас исчезнет с главной площади русского города. Таков ход истории. И дело тут не в личности самого Шевченко – ведь от нее уже ничего не осталось. Есть символ. Символ насилия. И аргументы типа «вот в Крыму никто не трогает Шевченко» в Луганске не работают. Знаете, если бы по горсовету Ялты украинский самолет выпустил боезаряд, можно было бы дискутировать на эту тему… И бороться за Тараса не стоит, как предлагают некоторые: мол, это националисты его приватизировали, а на самом деле он наш. За свастику не желаете побороться, приватизированную немецкими нацистами? Так, что скатертью дорога, Тарас…

«Скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.

Ступайте от нас в жупане, не говоря — в мундире,

По адресу на три буквы, на стороны все четыре.

Пусть теперь в мазанке хором гансы

С ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы».

Иосиф Бродский, «На независимость Украины», 1994 г

Игорь Орцев, специально для News Front

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх