На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

9 002 подписчика

Свежие комментарии

Борьба обостряется: Произойдет ли в Кыргызстане государственный переворот?

Политическая борьба в Кыргызстане обостряется, в ход идут все средства.

На смену админресурсу приходит запугивание и даже насилие, а за ним уже маячит откровенное силовое противостояние. 30 сентября власти заявили об аресте депутата парламента Каната Исаева, который якобы по заданию ведущего оппозиционного кандидата Омурбека Бабанова — готовил государственный переворот.

Бабанов сразу выступил с опровержением, заявив, что ему при «рейтинге в 60%» переворот ни к чему и обвинил власти в провокации.

«Мутная» история: Как устроить переворот за 1 млн сомов?

История изначально получилась мутная и сомнительная. Исаев — изначально представлял фракцию «Кыргызстан», входившую в правящую коалицию, а потом внезапно примкнул к лидеру оппозиции Бабанову, который, по опросам, действительно является фаворитом предвыборной гонки. В его штабе он стал ответственным за работу в Иссык-Кульской области.

Затем, по версии следствия, он ничего лучше не придумал — чем встретиться двумя иссык-кульскими «ворами в законе» и почему-то представителем штаба другого кандидата Темира Сариева, который всю беседу записал и передал спецслужбам. Вместе они якобы начали обсуждать вопрос «как устроить переворот за 1 миллион сомов?» Революция эконом-класса.

В Кыргызстане эта история сразу вызвала недоверие. Во-первых, в республике всем давно было известно, что Сариев объединяется с правящим кандидатом Сооронбаем Жээнбековым и никто не стал бы с его людьми обсуждать подобные акции. Во-вторых, опять-таки многим известно, что его брат Талантбек — крупный чин МВД. И вербовать его для участия в перевороте было бы логичнее, чем двух провинциальных «законников» и помощника кандидата-конкурента. В-третьих, у Бабанова действительно большая популярность и спешить с переворотом ему незачем.

Оппозиция предполагает, что речь идет о сознательной провокации властей, которые отправили на встречу Исаева завербованных представителей преступного мира, которые с ними обсудили возможный политический кризис после выборов, а затем из полученной записи смонтировали «сговор».

Эту версию подтверждают тем, что Исаев — единственный арестованный участник «заговора».

Нужны ли такие сложности власти? К сожалению, да.

Из-за слишком долгой борьбы в аппарате — власть слишком поздно объявила о выдвижении преемника действующего президента Атамбаева. Жээнбеков впервые выступил в качестве кандидата только в конце июня и банально не успел раскрутиться. Его исходный рейтинг был менее 5%, а кандидат-фаворит Бабанов — тогда набирал более 30%.

Чтобы наверстать упущенное, правящая партия использовала весь ресурс от республиканских телеканалов до агитации силами местных чиновников. Местные оппозиционные группы опубликовали множество аудиозаписей, где за Жээнбекова агитировали районные акимы, учителя школ и преподаватели вузов. Сторонникам других кандидатов публично грозили различными проблемами на работе и учебе.

Ситуация сильнее всего обострилась в ходе поездки в южные регионы Бабанова. Власть полагала, что там электорат единолично поддержит своего земляка Жээнбекова, но оппозиционер смог выступить неожиданно сильно. Ему удалось перетянуть на свою сторону нескольких южных лидеров, включая Бакыта Торобаева, одного из самых популярных политиков-южан.

Встречи с избирателями стали принимать форму масштабных митингов, а власти в ответ — усиливать давление. В бабановском штабе заявили, что, например, в селении Он-Адыр их акции срывала полиция: «Наши билборды начали убирать. Нашу встречу отменили. Ночью правоохранительные органы пугали жителей, призывая не приходить на встречи».

Жители Ошской и Баткенской областей открыто рассказывают о таких случаях. В некоторых городках полиция задерживала, избивала и угрожала фабрикацией дел агитаторам за оппозиционных кандидатов, хотя в Кыргызстане такая практика непривычна. Там слишком высокий уровень безработицы, и запрет людям подзаработать на агитации — запредельно жесток. Даже в социальных сетях местные заговорили о том, что власть перегибает палку и, может, действительно стоит ее поменять. Недовольство местными властями опять-таки бьет по Жээнбекову без учета его вины в происходящем.

После всего эта история с арестом Исаева пугает тем, что выборы реально могут завершиться не сменой власти, а — уличной борьбой. Объективно у власти нет шансов надежно подавить оппозицию, опираясь на силовиков.

В милиции и армии слишком маленькое жалование, многие офицеры откровенно не верят высшему руководству и откажутся от любых акций против оппозиции, чтобы потом не оказаться «крайними».

Если власть решить выборы отменить или слишком явно фальсифицировать их итоги, то страна реально может прийти к новым силовым столкновениям. Кыргызстан уже пережил две революции в 2005 и 2010-м. Весной 2015 года прозападная оппозиция готовила новый «майдан», но не смогла его организовать. Год назад власти объявили об аресте группировки вышедших в тираж политиков, которая якобы хотела устроить массовые беспорядки. В деле тоже фигурировали записи бесед, где заговорщики радостно делили портфели и шкуру неубитого медведя.

Но сейчас многие в республике боятся, что ситуацию захочет перевернуть уже сама власть, которая не смогла должным образом подготовиться к выборам и не может обеспечить нужный результат. Плохо проведенный партийный съезд непопулярного премьера и прочие просчеты в кампании — слишком соблазнительно компенсировать, раздав арматуру или что-то более серьезное своим сторонникам.

России малоинтересно, кто и насколько этично победит в президентской кампании. Но если одна из сторон попытается силой подмять под себя власть неумело, без ресурсов и шансов подчинить себе региональные элиты, то Кыргызстан рискует столкнуться с крупным государственным кризисом или даже гражданской войной.

Проигравшая сторона точно не «утрется» в случае силового захвата власти, потому что будет бояться новых арестов по сомнительным обвинениям и верить в возможность власть спихнуть, как это было в 2005 и 2010-м.

А случись что, оплачивать весь этот «банкет» придется именно Москве, как главному союзнику Бишкека. Вплоть до отправки гуманитарной помощи и миротворческих войск. Это уже не говоря о террористической угрозе, если начнется выход из подполья экстремистов.

Именно поэтому в ходе ближайших недель российские представители в Кыргызстане будут добиваться того, чтобы все кандидаты оставались в рамках закона, спорили, агитировали и искали компромиссы, но не пытались схватить оппонента за горло — реально и ощутимо.

Действующая конституция оставляет широкое поле для маневра. Президентом может стать один кандидат, а правительство может остаться за другой стороной в виде компромисса. Необходимы также договоренности о запрете любых репрессий после выборов против кандидатов и их ближайшего окружения. Распределение региональных и этнических квот на представительство во власти на время до новых парламентских выборов.

Эту задачу вполне может решить президент Атамбаев, который пока поддерживает хорошие отношения с обоими ведущими кандидатами. Он также не раз говорил о том, что считает главной своей задачей остановить череду революций и обеспечить законную передачу власти. Сейчас, чтобы добиться этого, он должен занять положение над схваткой, опираясь на личную власть, исключить любую нечестную игру и провести корабль «Кыргызстан» через политическую бурю.

Если он это сможет, то кто бы ни победил на выборах, Атамбаев гарантирует себе роль арбитра во всех будущих конфликтах и огромный политический вес и после отставки.

Если же с ситуацией справиться не удастся, политическую систему в республике придется выстраивать заново совсем другими путями.

Александр Северский


Источник: http://rusvesna.su/news/1506974071

Картина дня

наверх