На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

9 000 подписчиков

Свежие комментарии

Здравый смысл побеждает? Противники газопровода «Северный поток — 2» находятся в меньшинстве

Страсти по мере реализации международного энергетического проекта «Северный поток — 2», который должен быть введен в строй в 2019 году, все больше накаляются. Попытки Польши и стран Балтии заблокировать его строительство на саммите ЕС в октябре 2017 года провалились. Вопрос даже не был включен в повестку дня. Вместе с тем сегодня в Еврокомиссии все больше склоняются к тому, чтобы проблема газопровода решалась в Европарламенте и Совете ЕС. Борьба продолжается? И какова перспектива?

Северный поток — 2

Накануне проведения октябрьского саммита ЕС Варшава и страны Балтии громко требовали предоставить Еврокомиссии мандат на ведение переговоров с Россией по газопроводу. В итоге вопрос даже не обсуждался, а единая европейская семья раскололась на большинство, которое не видит необходимости в таком подходе, и меньшинство, продолжающее настаивать на «геополитической» составляющей проекта, целью которого является «раскол Европы и усиление энергетической зависимости от РФ». В свою очередь юридическая служба Совета ЕС вынесла вердикт о том, что ЕК не имеет юридических оснований для ведения переговоров с «Газпромом».

Проект «Северный поток — 2» своим рождением обязан во многом той непредсказуемой и противоречащей здравому экономическому смыслу энергополитике, которую Украина и Польша проводили на протяжении последних десяти лет.

Украинская газотранспортная система (ГТС), которая прокачивала порядка 80% всего поставляемого из России в Европу газа (2007 год – 115 млрд. куб. м., 2012 год – 81 млрд. куб. м.), хронически была недофинансирована. Вкладываемых средств едва хватало на безаварийное поддержание её работоспособности.

Осознавая риски, России и ЕС предлагали разные варианты ее модернизации. Продвигались форматы от двустороннего сотрудничества Москвы и Киева, до создания трехстороннего консорциума с участием ЕС. Вместе с тем киевские власти, следуя понятной только им логике, по всей видимости, диктуемой извне, отказывались допускать к своему национальному энергодостоянию иностранных инвесторов.

В итоге в конце 2011 года Россия, Германия, Франция и Голландия реализовали собственный международный энергетический проект, проложив по дну Балтийского моря первую ветку «Северного потока», мощностью 55 млрд. куб. метров газа в год. Рост конкуренции заставил Киев произвести подсчеты размера необходимых инвестиций на модернизацию ГТС. Вышла сопоставимая со стоимостью всего «Северного потока» цифра – как минимум 7 млрд. долларов США.

Тем временем новый газовый маршрут в Европу стал более коротким, более эффективным, а также гарантировал надежность и бесперебойность поставок газа европейским потребителям.

То, что и было нужно западным покупателям.

С учетом того, что Украина все эти годы ничего не вкладывала в модернизацию собственной газотранспортной инфраструктуры, то на сегодняшний день, с учетом общего износа, сумма необходимых инвестиций может превысить 10 млрд. долларов США.

Если годами не инвестируются деньги в обновление промышленных фондов, то рано или поздно это приведет к технологической катастрофе и полной остановке прокачки предназначенного для Европы газа.

Для минимизации этих рисков и был запущен последующий проект «Северный поток — 2», вторая параллельная ветка по дну Балтийского моря, который реализуется международным консорциумом, куда входят: Германия, Австрия, Франция и Великобритания.

Что касается Польши, то еще в 2013 году Россия предложила Варшаве принять участие в реализации проекта «Ямал – Европа-2». Между «Газпромом» и компанией EuRoPol Gaz (совместное предприятие российского газового концерна и польской PGNiG – RuBaltic.Ru) был подписан меморандум о взаимопонимании. Предполагалось, что газопровод позволит увеличить транзит российского газа в Польшу, Словакию и Венгрию. Вместе с тем позже польские власти поменяли свою позицию, подвергнув этот проект резкой критике, так как его реализация может привести к исключению Украины из транзитной схемы. В 2014 году проект был заморожен. Поэтому текущую позицию Варшавы по «Северному потоку — 2» можно трактовать не иначе как обиду от упущенной выгоды, ведь труба должна была идти в Германию через территорию Польши, что сулило немалые доходы в казну государства от транзита голубого топлива.

В свою очередь Германия, Австрия, Франция и Великобритания заинтересованы в прокладке второй ветки «Северного потока — 2», так как это, в первую очередь отвечает их национальным интересам: удовлетворение растущего спроса, перевод генерации на чистое и безвредное с экологической точки зрения топливо.

Согласно исследованию немецкой консалтинговой компании EWI, европейские потребители смогут получать и существенную выгоду от снижения газовых цен после строительства трубопровода. По мнению аналитиков, если на рынке будет существовать низкий спрос на сжиженный природный газ (СПГ), то «из-за конкуренции между поставщиками СПГ и трубопроводного газа цены на газ снизятся на 4–13 % к 2020 году, а экономия конечных потребителей в Европе от снижения цен составит 7,9 млрд. евро в 2020 году».

В свою очередь высокий спрос на СПГ приведет, по оценкам немецких экономистов, к еще большему эффекту от «Северного потока – 2»: «цена на трубопроводный газ снизится на 12–32 %, а экономия потребителей вырастет в 2020 году до 24,4 млрд. евро».

Вывод очевиден: «Северный поток – 2» снижает затраты на экспорт российского газа в Европу, что делает российский газ более конкурентоспособным, что не только снижает цены на СПГ, но и создает альтернативу импорту СПГ в условиях жесткой конкуренции на глобальных рынках.

Второй важнейшей составляющей после ценообразования является экологическая проблематика. ЕС планомерно ужесточает природоохранное законодательство с целью постепенного замещения грязной угольной генерации, на чистые альтернативные источники энергии. Именно природный газ и является таким аналогом. В Берлине, где более 40% генерации электричества приходится на угольные электростанции (половина энергии выработана из самого грязного вида топлива — бурого угля), прекрасно понимают цену вопроса. Для сравнения, мощность «Северного потока» составляет 55 млрд. куб. м. газа в год, что эквивалентно объему энергии, выработанному на 14 АЭС и 50 угольных электростанциях.

Таким образом текущая ситуация вокруг «Северного потока — 2» является прямым следствием противоречий между крупнейшими европейскими потребителями, которые нацелены на экономические выгоды от надежных и дешевых поставок требуемого объема газ, и американскими сателлитами вроде Польши и стран Балтии, лоббирующими интересы производителей СПГ в США и возможность для Украины сохраниться как транзитер «голубого топлива».

Сегодня эти страны добиваются принятия поправок в газовую директиву, что существенно ограничило бы «Газпром» в правах при использовании «Северного потока — 2». Инициированные Еврокомиссией соответствующие поправки должны быть утверждены Европарламентом и Советом ЕС. Если в первой структуре ещё как-то можно мобилизовать противников «Северного потока — 2», то во второй – практически нереально. Для принятия решения в Совете ЕС понадобится квалифицированное большинство, которым будет считаться не менее 55% членов Совета ЕС, представляющих не менее 14 стран и не менее 65% населения ЕС. С учетом того, что количество голосов в Совете ЕС распределяется между странами пропорционально численности их населения, то наибольший удельный вес имеют: Германия (16,7%), Франция (12,8%), Великобритания (12,3%), Италия (11,9%), Испания (8,9%) и Польша (7,7%). Остальные страны: от 0,1% до 4,4%.

Если посмотреть на страны, являющиеся сторонниками проекта, которые через свои стратегические энергетические компании либо инвестируют в газопровод, либо обеспечивают его заказами на поставку газа, либо в чьих странах компании получают выручку от строительства газопровода – это 51,3% от общего количества голосов. Проект поддерживают: Германия («E.ON», «BASF», «Wintershall», «Uniper»), Нидерланды и Великобритания («Shell», Wasco Coatings Europe BV), Австрия («OMV»), Франция («ENGIE»), Чехия (NET4Gas), Финляндия (Fortum, Wasco), Швейцария (Allseas AG), Мальта (Pioneering Spirit) и Словакия.

В свою очередь Италия, которая напрямую не участвует в реализации данного проекта, является одним из основных европейских потребителей «Газпрома» (по итогам 2016 года – 24,7 млрд. куб. м. газа, больше лишь Германия и Турция).

На этом фоне суммарный удельный вес противников проекта (Польша (7,7%), Румыния (4,4%), Литва (0,7%), Латвия (0,5%) и Эстония (0,3%)) составляет 13,6%.

Международному проекту «Северный поток – 2» суждено быть, так как он нужен тем здравомыслящим западным странам, которые, в первую очередь исходят из собственных национальных интересов, и которые не готовы идти на поводу у Польши и стран Балтии ради чьих-то чуждых им интересов.

Олег Мирославов, RuBaltic.Ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх