На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

9 002 подписчика

Свежие комментарии

Литовские игры с языком

В Литве предлагают сделать английский язык вторым государственным. При этом авторы предложения понимают, что это будет мина под литовский язык, и не такого уж замедленного действия. Однако желание быть крошечной частью глобального англокультурного мира пересиливает природный инстинкт самосохранения. Мифологема маленького балтийского цветочка, чахнувшего по соседству с многомощным древом русского языка, усердно насаждаемая массовому сознанию, уступит место идее высшей сопричастности и принадлежности к братской семье англоязычных народов.

Удивительное дело: Литве в советское время было негласно позволено взять курс на моноэтнизацию своей республики. Если в Латвии местные радикально-воинствующие группировки национал-коммунистов были показательно разогнаны Никитой Сергеевичем, по-хозяйски отчитавшим мятежную партэлиту с высокой трибуны Межапарка, то в Литве в те же годы национал-коммунизм был построен. Литовским активистам разрешено не только не пускать к себе выходцев из других республик, но и взять курс на тотальную и бескомпромиссную ассимиляцию местных поляков, русских и белорусов, проживавших на этих землях веками.

Без сомнения, литовский язык в годы советского строя расцветал подобно роскошное орхидее, подавлявшей своим павлиньим оперением все остальные языки. Русский, безусловно, изучался в школах на чрезвычайно высоком уровне с учётом новейших просветительных методик, но литовскому языку везде были дорога и почёт.

В 1950 году в Советской Литве проживало более двух с половиной миллионов человек. К пока ещё докризисному началу 1990-х численность населения уже почти отделившейся республики составила более 3 700 000 человек, что было абсолютным политико-демографическим рекордом. Его преодолеть современной Литве поможет только чудо, ибо в 2019 году общее число жителей Литвы достигло 2 793 986 человек. Ещё немного — и здравствуй, послевоенные пятидесятые.

И любой литовец, помнящий годы сверхразвитого балтийского социализма, честно заверит вас в том, что численность литовцев росла далеко не за счёт приезжих. Гуляшный характер литовского коммунизма заключался в непущании иноязычных элементов и карт-бланша на аккультурацию восточных и западных славян. А ещё центральное руководство снисходительно-великодушно позволяло литовцам узурпировать историю Великого княжества Литовского, наградив их эпохальным первородством. Это был подлинно дар богов.

Что сейчас? Печальная картина полузаброшенного Паневежиса, тоскующие придорожные деревеньки, но вместе с тем определённый экономический подъём Вильнюса и Каунаса. И литовская речь на улицах городов и весей Туманного Альбиона. Правда, там её, литовскую речь, в устах самих выехавших литовцев постепенно вытесняет английская, русская и даже польская. Рентабельность и культурно-экономическая самодостаточность литовского языка подмочена усилиями самой политической элиты Литвы. Судьба горька, но такова судьба.

Александр Филей, Латвия

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх