На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

9 002 подписчика

Свежие комментарии

«Иранская сотня»: что на самом деле случилось с украинским «Боингом»?

Начнём с констатации: руководство Ирана поступило по совести, в скоростном режиме изучив обстоятельства трагедии и признав вину своего ПВО в гибели «Боинга» авиакомпании МАУ

Катастрофа пассажирского самолёта, которая произошла под Тегераном 8 января, забрала жизни 176 человек – 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Руководство Ирана своё признание озвучило утром 11 января. Тегеран-2020 явился в известном смысле абсолютным рекордсменом по скорости признания вины. В аналогичных случаях государства годами шли в отказ, долго и мелочно судились. Можно сравнить. США в 1988 году, сбив боевой ракетой иранский пассажирский самолёт Airbus A300, на борту которого находилось 290 человек, до сих пор своей вины официально не признали. Компенсации семьи погибших получили от США через Международный суд ООН в 1996 году, заключив мировое соглашение, – 131,8 миллиона долларов. В 2001 году Украина сбила боевой ракетой российский пассажирский самолет Ту-154 с 78 людьми на борту – рейс Тель-Авив – Новосибирск. Авиакомпания «Сибирь», которой принадлежал борт, компенсацию от Украины так и не получила. Родственники погибших отсудили у Украины компенсацию через 2 года – около 15 миллионов долларов.

В качестве причины, по которой Иран признал свою вину, некоторые эксперты, называют тот факт, что США, Канада, Великобритания, имея разведданные о пуске ракеты ПВО Ирана, не обвинили руководство Ирана в террористическом акте. Однако причина признания своей вины видится в другом.

Как бы это странно ни звучало в столь циничную эпоху, в которую Запад погружает весь мир, причина – богобоязненность военного руководства Ирана. Это тот случай, когда риторика имеет значение, напоминая о нравственном измерении событий. Командующий военно-космическими силами «Корпуса стражей исламской революции» (КСИР) Ирана Амир Али Хаджизаде на пресс-конференции принял ответственность на себя: «Когда я убедился, что это произошло, я пожелал себе смерти, потому что лучше бы я умер, но не стал свидетелем такого происшествия. Мы всю жизнь будем в ответе за смерть людей, и сегодня наша честь выставлена перед Аллахом». Он прояснил ситуацию, которая привела к трагедии. Пассажирский «Боинг» был почему-то идентифицирован ПВО как американская ракета или вражеский самолёт. Почему – серьёзнейший вопрос. Оператор комплекса имел 10 секунд для принятия правильного решения. ПВО Ирана была в состоянии повышенной боеготовности из-за ожидания контратаки со стороны США. За несколько часов до этого Иран обстрелял две американские базы на территории Ирака в отместку за убийство американцами иранского генерала Касема Сулеймани. Де-факто США объявили Ирану войну и Иран этот вызов принял. Оператор попытался связаться с командованием, но не смог из-за сбоя в системе связи. Поэтому самостоятельно принял решение – неправильное решение – и нажал кнопку «Пуск». Цель оказалась пассажирским бортом «Международных украинских авиалиний»…

СПРАВКА: Самолёт называют украинским. На самом деле это не так. Новый лайнер Boeing 737-8KV(WL) (модель 737-800, KV – код авиакомпании МАУ) получен МАУ в лизинг в 2016 году. Техническое обслуживание борт прошёл 6 января 2020 года. Лизинг в данном случае – это долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа. Конечный владелец лайнера – американская компания Varangian Leasing LLC. Эксперты уверяют, что лизинговые схемы популярны у авиакомпаний во всем мире, так как позволяют организовать финансовую схему, которая выгоднее банковского кредита: обходит таможенные пошлины и НДС. Страховая стоимость самолёта на момент заключения договора составляла 50 миллионов долларов.

Таким образом, причиной катастрофы назван «человеческий фактор». Но вопрос, почему пассажирский лайнер был воспринят как американская ракета, направленная на важный военный объект Ирана, ожидает своего прояснения. 14 января, по сообщению ИРНА, глава администрации президента Махмуд Ваези заявил, что «правительство поддерживает семьи погибших в результате авиакатастрофы, в которой молодые элиты стали жертвами кибератак США на радарную систему Ирана». Итак, это вполне логично: катастрофа – результат кибератаки США на ПВО Ирана, цель которых было массовое убийство иранских студентов, молодой элиты.

При этом вопрос, почему Иран оценил ситуацию как начало войны, – риторический. США сделали всё возможное для этого. И более того: Федеральное авиационное управление США (FAA) за несколько часов до трагедии перекрыло авиапространство над Ираном, Ираком, Персидским и Оманским заливами для американских гражданских самолётов. Однако самолёты ряда других стран (в их числе и Украина) в эту ночь вылетали из аэропорта Тегерана. Если руководствоваться древним принципом «ищи, кому выгодно», то выгодно, что очевидно, США. В этих условиях убийство американцами группы иранских военных во главе с генералом Сулеймани затмевается сбитым «Боингом» и становится фактом второстепенным.

Некоторые аналитики и журналисты пишут, что между Ираном и США имел место «договорняк». Ирак, мол, чтобы сохранить лицо, фиктивно обстрелял американские базы, как бы отомстив за убийство генерала, ключевой фигуры в силовых структурах Ирана, а США в свою очередь как бы удовлетворяются отсутствием жертв, и «и третья мировая к всеобщему удовольствию не начинается». Но отношения между США и Ираном не таковы, чтобы играть в подобные игры. Они ментальные враги, помимо того, что схватка идёт и за крупнейшее в мире – сверхгигантское! – газонефтяное месторождение Парс. Иран совсем по иной причине предупредил США о своём ударе по их площадкам в Ираке. Предупредил за два часа, чтобы показать – США не сумеет сбить все баллистические ракеты Ирака, а в случае начала полномасштабной войны Америка не отделается малой кровью, как было в Югославии, Афганистане, Ираке. Американцы успели спрятаться, но действительно не сумели сбить иранские ракеты. Трампа обстрел вразумил. Но исключить, что США не использовали иные технологии для того, чтобы наказать Иран, подставив «Боинг» МАУ, ни в коем случае нельзя. Об этом и говорил Махмуд Ваези.

Кроме того, очевиден интерес США и в «боинг-майдане», который начался в Тегеране сразу после признания властями Ирана своей вины. Беспорядки переросли в столкновения с полицией. 11 января на «боинг-майдане» был задержан посол Великобритании Роберт Макэйром, который там занимался фотофиксацией протеста. Неизвестно, пытался ли он раздавать печеньки, но несколько часов в кутузке просидел. Трамп был недосягаем и открыто ликовал в Twitter: «Храброму, многострадальному народу Ирана: я был на вашей стороне от начала своего президентства и моя администрация будет продолжать выступать за вас. Мы внимательно следим за вашими протестами, и мы вдохновляемся вашей отвагой». По сути, Трамп «вдохновляется» идей, чтобы иранцы своими собственными руками разрушили своё государство, как сделали это украинцы. Он продублировал свое сообщение на фарси. И неожиданно получил на фарси же ответку от иранского дипломата Аббаса Мусави. Причём ответку весьма оскорбительного свойства: «Руки и языки, испачканные угрозами, санкциями и террором иранской нации, не имеют права позорить древний персидский язык».

А что же Украина?

Понятно, в лучших традициях тут искали «русский след». Американцы подбросили версию о том, что украинский «Боинг» был сбит в небе над Тегераном двумя ракетами комплекса ПВО «Тор-М1». В качестве «доказательств» юзали по сетям фотографии с неким подобием боеголовки, причём не смятой и не царапанной, неведомо кем, где и когда сфотографированной. Но цель – понятна: показать ненадёжность русского оружия. Мол, надо закупать американское.

Власти Украины, понимая, что от них ничто в мире не зависит, видя всю напряжённость ситуации на Ближнем Востоке, отдыхали как дети, в морях купались, на лыжах катались. Президент Зеленский наверняка счёл себя очень умным, удрав на Рождество в Оман: не надо таскаться из храма в храм, чтобы понравиться всем. В Киев он смог вернуться лишь через сутки после трагедии. Ну а другие важные персоны не покинули своих куршавелей.

Как бы там ни было, Зеленский вернулся и пообещал: «Я верну всех погибших близким и родным, они смогут с ними попрощаться по-человечески. Мы достойно почтим их память. Все виновные будут наказаны. Мы вернём украинцам не только ощущение безопасности и справедливости, но и уверенность, что Украина всегда будет вас защищать, в какой точке планеты вы бы ни были».

Прозвучало издевательски. Президент Зеленский, обещавший мир, не в состоянии дать его не только Донбассу, но и улицам городов и сёл, где постоянно звучат выстрелы, разрывы гранат, беспредельничают нацисты, обещает защиту в любой «точке планеты»?

Это если не цинизм, то глупость. Ведь «Боингу» МАУ, управляемому украинским экипажем, было суждено сыграть роль фитиля, поджигающего майдан в Иране. То есть теперь уже в прямом смысле «небесной сотни», в данном случае иранской. Повлиять на ход событий Украина могла, прислушавшись к запретам FAA, но делать этого не стала. Премьер-министр Алексей Гончарук заявил прессе, что отменять рейс не было оснований. «Те события, о которых вы сейчас говорите, разворачивались буквально вчера, ночью, сегодня. То есть это вопрос часов. По состоянию на вчера не было никаких предпосылок считать, что такие события произойдут» – так ответил он на слова журналиста о ситуации в Иране на момент взлёта «Боинга». Сложно представить более неумное объяснение бездеятельности украинских властей: дескать, вчера ещё всё было спокойно и мы ориентировались на вчера… А аргумент в виде «вопроса часов» наглядно показывает, что на сегодня Украина не в состоянии принимать ответственные решения за часы (особенно, если эти часы приходятся на период куршевелей, оманов и прочих приятных мест). Людей, способных здраво оценить ситуацию в Иране и запретить полёты гражданской авиации в крайне напряжённое время, на Украине не оказалось: ни в Совбезе национальной безопасности и обороны, который возглавляет ветеринар по образованию, ни в правительстве, ни в самой компании МАУ, которая, выбирая между безопасностью и деньгами, выбрала деньги. В отличие от иранского руководства, украинское по традиции за собой вины не признаёт, более того, оно напыщенно обещает своим гражданам «ощущение безопасности» в любой точке планеты!

… Иран между тем уже сообщил об арестах нескольких человек в связи с крушением украинского борта Boeing 737 в Тегеране.

Тарас Бойчук, Одна Родина

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх