На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

9 000 подписчиков

Свежие комментарии

Хайль, Виндзор... О подлом предательстве британской монархии

ХАЙЛЬ ВИНЗДОР И НЕ ТОЛЬКО

БРИТАНСКАЯ МОНАРХИЯ ПРЕДАЛА НИКОЛАЯ II.

Times: Россияне в большинстве своём испытывают симпатию к британской монархии и королеве Елизавете, ведь она приходится родственницей последнему императору Николаю II, пишет Доминик Лоусон в The Times. Однако 100 лет назад даже большая дружба с российским монархом не помешала деду нынешней королевы Георгу V отказаться принять у себя семью Романовых, тем самым, возможно, предопределив их ужасную судьбу, рассуждает автор.

3996605_Elizaveta_Vtoraya (700x394, 54Kb)

На официальном уровне в отношениях между Россией и Великобританией до поры до времени укоренилась «вечная мерзлота», однако на московской сцене с большим успехом идёт адаптация пьесы британского драматурга Питера Моргана «Аудиенция», посвящённая еженедельным встречам королевы Елизаветы II и её премьер-министров. «Её Величество выглядит там восхитительно. Зал всё время взрывается аплодисментами, когда на сцене впервые появляется актриса, играющая королеву, Инна Чурикова», — пишет журналист Доминик Лоусон в воскресном приложении The Times.

В какой-то мере «национальная симпатия россиян» к королеве Великобритании объясняется тем, что она приходится родственницей «последнему царю» Николаю II. В этом году Россия отмечает 100-летнюю годовщину Октябрьской революции, а вместе с ней — и отречения от власти императора. И «даже бывший агент КГБ Владимир Путин» прислушался к народным настроениям и призвал отдать дань памяти Николаю и его семье.

За что немцы любят английскую королеву?

3996605_Krestini_Edvarda_VIII (525x700, 218Kb)

Ее величество Елизавета Вторая – истинная королева немецких сердец. Почему? На то есть несколько причин.

К нам едет королева! Этим радостным известием уже много недель полнится немецкая пресса, причем отнюдь не только бульварная. Прибывающая во вторник вечером в столицу Германии ее величество Елизавета Вторая - истинная королева немецких сердец. Почему? На то есть несколько причин.

Причина первая: "Наши на троне"

Как известно, Германия давно отменила у себя монархию. Зато королевская династия Великобритании имеет такие ветвистые немецкие корни, как никакая другая в Европе.

Началась "германская эпоха" на британском престоле с пришествия на трон курфюрстов Ганноверских из древнего германского рода Вельфов. Они получили доступ к британской короне благодаря Акту о престолонаследии 1701 года, отрезавшему путь всем многочисленным католикам, находившимся в родстве со Стюартами. Четыре Георга и Вильгельм IV правили поочередно Великобританией и княжеством Ганновером в личной унии до 1837 года. Затем мужские наследники иссякли, и на трон взошла племянница Георга III - королева Виктория. Ее матерью была овдовевшая герцогиня Виктория Лейнингенская, до первого замужества Саксен-Кобург-Заальфельдской (Victoria von Sachsen-Coburg-Saalfeld). Молодой королеве было всего 18, когда он взошла на трон, провести на котором ей суждено было 64 года. Викторианская эпоха вошла в историю Великобритании как эпоха процветания и экспансии островного королевства.

Замуж королева Виктория вышла в 1840 году опять-таки за "немецкого принца": ее супругом стал Альберт из династии Саксен-Кобург-Готской (Albert von Sachsen-Coburg-Gotha), приходившийся ей одновременно кузеном. Представительный и умный супруг королевы из Германии был, как полагают некоторые, первой суперзвездой империи. Сын Виктории и Альберта взошел на британский престол под именем Эдвард VII. И стал первым британским королем из династии Саксен-Кобург. Лишь в 1917 году, в связи с Первой мировой войной, немецкое обозначение было удалено из титула и заменено на Виндзор. Нынешней королеве Виктория и Альберт приходятся прабабушкой и прадедушкой.

Наконец, и супруг нынешней королевы, принц Филипп, дедушка наследных принцев Уильяма и Гарри, происходит из древнего немецкого рода Баттенберг. И это имя показалось британцам во время Первой мировой войны чересчур немецким. Поэтому его перевели и переиначили, превратив в "Mountbatten". Маунтбеттен-Виндзор – такова сегодня официальная фамилия "по паспорту" членов британской королевской семьи.

Причина вторая: "Кто старое помянет"

Вторая причина немецкой любви лично к Елизавете Второй - неоценимый вклад, который она внесла в послевоенную стабилизацию отношений между двумя государствами. В 1965 году ее величество прибыла с первым (за более чем полвека) официальным визитом главы британского государства в Германию. В самой Великобритании, где еще были свежи воспоминания о двух мировых войнах, этот визит был воспринят неоднозначно.

Позже королева приезжала в Германию еще трижды: в 1978, 1992 и 2004 годах. Ее визиты неизменно становились как важным политическим жестом, так и светским событием самого первого разряда. "Уже для нескольких поколений немцев визиты ее величества – своего рода показатель стабильности и символ принадлежности Германии к европейскому высшему свету", - констатирует эксперт по аристократическим домам Европы Юлия Мельхиор (Julia Melchior), снявшая, в частности, для немецкого телеканала ZDF документальный фильм об английской королеве "Елизавета Вторая – королева и немцы" ("Elizabeth II. – die Queen und die Deutschen").

Причина третья: умница, красавица, прабабушка

Третью важную причину немецкой любви к британской монархине Юлия Мельхиор видит в том, что королева является идеальным олицетворением "традиционных немецких ценностей". Она – мать, бабушка и прабабушка семейства, сумевшая с честью и достоинством пройти через самые разные испытания (от муссировавшихся слухов о неверности мужа до смерти невестки).

Елизавета Вторая - мать четверых детей, бабушка восьми внуков и прабабушка пяти правнуков. В свободное от королевский дел время ее величество увлекается садоводством, разводит собак (причем отдает предпочтение спаниелям и корги), а также много читает.

Все это делает Елизавету "королевой сердец" даже для тех немцев, которые понятия не имеют о германских корнях британской монархии. Елизавету Вторую, согласно опросам, даже подростки в Германии называют в числе самых известных британцев - наряду с поп-звездой Робби Уильямсом. А это кое-что да значит.

Британский историк Роберт Сервис недавно писал: «Один из моих московских знакомых рассказывал, что продюсер (документального фильма о событиях 1917 года. — RT) не стал брать комментарии у историка, который отказался рукоплескать Николаю. Убитых Романовых нужно почитать».

Впрочем, российские сторонники монархии, вероятно, могут не знать, что дед нынешней королевы Великобритании Георг V сыграл немаловажную роль «в ужасающей судьбе своего кузена Ники».

Так, в марте 1917 года после обсуждений с Георгом правительство премьер-министра Дэвида Ллойда Джорджа предложило семье Николая убежище в Великобритании. Это было уже после Февральской революции и свержения самодержавия, но до прихода к власти большевиков.

Георг и Николай были не только поразительно похожи внешне, но ещё и весьма близки, описывает Доминик Лоусон. Незадолго до Февральской революции британский монарх писал Николаю: «Мои мысли всё время с тобой. Я остаюсь твоим верным и преданным другом, каковым, как ты знаешь, я всегда и являлся».

Однако уже в апреле британское правительство внезапно отозвало своё предложение — «последствия мы знаем». Официально отказ Романовым в политическом убежище был инициативой Ллойда Джорджа. И многие без труда в это поверили, потому что политик отмечал о Николае, будто тот был «добродетельным» и «руководствовался благими намерениями», но «сам виноват в том, что его правление погрязло в коррупции, косности, распутстве, фаворитизме, подозрительности, низкопоклонстве, ереси, некомпетентности и изменах». Одним словом, «не фанат».

И тем не менее, как выяснили биографы Георга V, причиной отказа Романовым стало то, что своё мнение изменил не кто иной, как сам король. И именно он, несмотря на свою дружбу с Николаем, настойчиво убеждал правительство отозвать предложение, усомнившись в «целесообразности» пребывания Романовых в своей стране. По сути же, британский король боялся, что местные радикалы используют это, чтобы разжечь антимонархические настроения в обществе. Кроме того, шёл третий год войны с Германией, а супруга Николая Александра Фёдоровна была наполовину немкой. Собственно, тогда же и немецкую фамилию собственной династии Саксен-Кобург-Гота Георг изменил на Виндзор.

ХАЙЛЬ ВИНЗДОР!

3996605_princ_Charlz (326x450, 24Kb)

Скандальные высказывания принца Чарльза, сравнившего российского президента с германским рейхсканцлером, прозвучали «из лучших побуждений» – так, во всяком случае, уверяет британский таблоид Daily Mail. И ведь на самом деле, едва ли для представителя королевского рода Виндзоров такое сравнение может носить негативный подтекст. Когда несколько лет назад принц Гарри позировал фотографам в военной форме с нацистской символикой, некоторые подданные Соединённого Королевства восприняли это чуть ли не как «моральную мутацию» венценосной семьи. Помилуйте, о какой «моральной мутации» может идти речь, если фашистам откровенно симпатизировал король Георг V, а его предшественник Эдуард VIII вообще лихо зиговал немцам с балкона своего гостиничного номера? Так что память о Гитлере для принца Чарльза – дело вполне естественное.

Пока одни журналисты смаковали двусмысленное сравнение, сделанное несостоявшимся наследником британской короны, другие решили, так сказать, внести ясность. Корреспондент телеканала Russia Today Аниса Науи начала свою программу задиристой фразой «Кто знаком с настоящими нацистами не понаслышке, так это королевская семья». Далее телеведущая кратко изложила историю взаимоотношений Адольфа Гитлера с королём Эдуардом и его супругой, а также напомнила, что сестра герцога Эдинбургского якобы была замужем за офицером СС. Между тем, как выясняется, это далеко не вся история взаимоотношений британской августейшей фамилии с германским нацизмом.

На возгласы толпы «Хайль Виндзор!» бывший король отвечал нацистским приветствием

«Английские корни немецкого фашизма» – так называется всё ещё малоизвестный у нас двухтомник американского историка Мануэля Саркисянца (в нашей стране перевод вышел в чуть ли не вдвое сокращённой версии). В этих книгах собрано немало свиде-тельств того, как британские аристократы пестовали собственных фашистов и как помогали германскому нацизму обрести власть. Многие такие свидетельства вызывают оторопь даже сегодня: скажем, известно ли вам, что знаменитый эсэсовец Зепп Дитрих, убийца шефа штурмовиков Эрвина Рёма, в тесном контакте с королём Англии Георгом якобы разрабатывали план обмена охранными отрядами – чтобы эсэсовский лейб-штандарт Гитлера мог заступать в караул у Букингемского дворца? А о том, что значительная часть британской аристократии тайно выезжала в Берлин присягать на верность Гитлеру?

В популярной когда-то песне пелось, что-де «жениться по любви не может ни один король». Король Эдуард VIII женился по любви на американке Уоллис Симпсон – потому-то и правил он Британией меньше года. Будущему герцогу Виндзорскому пришлось отречься от престола в пользу Георга V. Вот что писал о супруге бывшего короля Йоахим фон Риббентроп, министр иностранных дел Третьего рейха: «В 1936 году, будучи послом фюрера в Лондоне, я несколько раз встречался наедине с Уоллис Симпсон – информатором и агентом влияния абвера. Для маскировки пришлось даже распустить слух о нашей с ней интимной связи. К сожалению, премьер Болдуин, не доверяя легкомысленному королю (имеется в виду Эдуард VIII. – Ред.), распорядился не знакомить его с документами повышенной секретности. Так что ничего ценного фрау Симпсон мне сообщить не смогла». Мало того что эта леди сумела сделать лояльным Гитлеру короля Георга – от этой лояльности венценосец не излечился даже тогда, когда люфтваффе бомбило Ковентри, – она смогла серьёзно увлечь своего супруга идеями национал-социализма. «Сразу же после свадьбы герцог и герцогиня Виндзорские получили и с благодарностью приняли приглашение фюрера посетить Германию, – вспоминал фон Риббентроп. – Они встречались со всеми высшими сановниками рейха и беседовали с самим фюрером в альпийском «Орлином гнезде». Всюду толпы народа приветствовали их восторженными воплями «Хайль Виндзор! Хайль Эдуард!» А вот что в то время писали в британской The Times: «Его Королевское Высочество улыбается и салютует толпам людей, собравшимся под его окнами рядом с гостиницей, нацистским приветствием». Позже Эдуард, оправдываясь, уверял, что это был не нацистский салют – он просто «помахал людям рукой».

Возвращением экс-монарха на британский трон занимался шеф германской контрразведки

Тем временем «фрау Симпсон» развернула бурную деятельность по возвращению своему супругу утраченной им короны. «Из неё выйдет отличная королева», – сказал фюрер о супруге экс-короля Эдуарда, и германская разведка начала действовать. Возвращением «виндзорской четы» на трон занимался лично Вальтер Шелленберг, на тот момент – глава германской контрразведки. Есть немало свидетельств того, что в конце войны агент британской разведки MI-5 Энтони Блант тайно вывез из замка Фридрихсхоф в Гессене документы, подтверждающие готовящееся нацистами отречение Георга от престола в пользу Эдуарда. Среди этих документов была и переписка герцога Виндзорского с Гитлером – сейчас эти бумаги засекречены и хранятся в королевских архивах. Надо ли говорить, что «виндзорской чете» всё сошло с рук и к ответственности за тесное сотрудничество с немцами их так и не привлекли? А вот и другое свидетельство того, как трепетно относилась к нацистам британская королевская фамилия. Основатель Британского союза фашистов сэр Освальд Мосли, готовивший в Лондоне прогитлеровский путч, отделался за него одной лишь видимо-стью наказания – благодаря личному вмешательству короля Георга и премьера Уинстона Черчилля. Мосли был женат на Диане Митфорд, представительнице древних родов аристократов Гиннесс-Ридсдейл. А её родная сестра Юнити была близко знакома с Гитлером. На свадьбе Освальда Мосли в доме Геббельса присутствовал и сам фюрер, преподнёсший молодожёнам свою фотографию в серебряной рамке.

В 1940 году Мосли затеял в Британии государственный переворот, причём затеял он его, не скрываясь и раздавая газетам многочисленные интервью. Некоторое время Черчилль всё это терпел, но терпение было недолгим, и Мосли арестовали. Суд был скорым. Вождя, по слухам, собирались повесить, но в итоге ему оказали «королевскую милость» – отправили в тюрьму Брикстон, где Мосли, по свидетельству американского историка Мануэля Саркисянца, «мог читать, изучать немецкий язык и историю Древней Греции».

Мужа Леди Дианы британские полицейские иногда сажали в железную будку

Вместе с мужем попала в тюрьму и леди Диана Митфорд – контрразведка доложила, что она «гораздо более опасна, чем её муж». А далее начались чудеса. Двоих подозреваемых в шпионаже – не забываем, идёт война! – селят вместе, и не в камере, а в неких «тюремных апартаментах», где супруги не только готовят себе еду, но и принимают многочисленных друзей и знакомых. Так продолжается три года. А в ноябре 1943-го чета фашистов и вовсе выходит на свободу. Скандал! В палате общин парламентарии от оппозиции риторически вопрошали министра внутренних дел: коль скоро из тюрьмы выпустили приболевшего Мосли, то почему вместе с ним из-под стражи освободили и его вполне здоровую, но гораздо более опасную жену? Дей-ствительно, почему? Да потому, что за чету Мосли хлопотали и король Георг, и много-численные представители монаршей фамилии, и даже сын Уинстона Черчилля Рэндольф, боготворивший Мосли и считавший его своим политическим идолом.

После войны Освальду Мосли не только не пришлось раскаиваться в симпатиях к гитлеровцам – ему даже позволили открыто выступать на митингах перед своими сторонниками. А когда на такие выступления повадились ходить антифашисты и устраивать там мордобой, не кто иной, как король Георг, санкционировал полицейским выделять Освальду Мосли охрану. Мало того, для того, чтобы Мосли смог в опасный момент спастись от побоев, полицейским даже было предписано таскать с собой на его выступления специально изготовленную железную будку – в ней главный британский фашист и отсиживался, пока бобби отлавливали в толпе его противников.

3996605_usa_6 (250x250, 25Kb)

В правительстве долго не хотели отзывать предложение Романовым, но не смогли устоять под напором монарха. И спустя год Николай, Александра и их пятеро детей были расстреляны в Екатеринбурге. Как напишет потом Георг в своём дневнике, «это отвратительное убийство. Я был предан Ники, он был добрейшим человеком и джентльменом до кончиков ногтей… Это слишком ужасно… бедные невинные дети!»

Биографы констатируют, что король, очевидно, скорбел по погибшим Романовым, но нет никаких свидетельств о том, чтобы он сожалел о своей роли во всей этой трагедии. Сожалел он или нет — так работают все монархии: хорошие решения принадлежат исключительно монархам, а плохие — их советникам. Впрочем, как показывает время, британскую королевскую семью не нужно учить выживанию, заключает Лоусон.

Комментарии читателей на сайте The Times:

Susanna J Dodgson: Из этой статьи и из комментариев кажется, что, даже если бы Британия не отозвала своё приглашение, российская королевская семья всё равно не смогла бы приехать. Беженцы выживают, потому что понимают, что их жизни там, где они живут, окончены и им нужно уезжать. Похоже, что российские монархи слишком поздно это осознали. Не стоило им ждать, пока придётся вшивать свои драгоценности в одежду.

Конечно, спустя 100 лет легко рассуждать. Сложно увидеть сигнал надвигающейся опасности, пока она не окажется перед твоим носом.

William MacDougall: Глупая статья. Как многие здесь отметили, бросить Николая с Керенским не то же самое, что с Лениным. Что более важно, у большей части зрителей в московском театре, который упоминает Лоусон, отцы и деды были коммунистами. Так что не им говорить о том, что чей-то там дед сделал или не сделал 100 лет назад. Королева — живой пример того, каким великим и почитаемым может быть монарх, и большинство россиян это признают.

Brian Cope: Во всём виноват кайзер Вильгельм II, который позволил мерзкому Ленину вернуться из Швейцарии в Россию в его знаменитом «пломбированном вагоне».

John Cameron: Я считаю, что наш бестолковый скучный Георг — человек весьма неприятный, но российская царская семья была обречена даже и без его недостойной перемены настроя. Я чуть было не написал, что он «передумал», но для этого нужно было бы предположить, что ему было чем. Не могу представить, чтобы Ленин позволил царской семье бежать при любых обстоятельствах.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх