На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

9 002 подписчика

Свежие комментарии

Смертная казнь в России: Сегодня в колониях содержатся более двух тысяч потенциальных смертников

На участке для содержания осуждённых на пожизненное заключение в исправительной колонии особого режима. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

На самом деле есть о чём задуматься. Всем нам. И очень серьёзно

После жуткого убийства в Саратове 9-летней Лизы Киселёвой, с которой расправился рецидивист Михаил Туватин, ранее судимый за изнасилование, разбой и насильственные действия сексуального характера, Госдума России – небывалый случай! – объявила в соцсети онлайн-голосование, предложив ответить гражданам на один вопрос: «Как вы считаете, можно ли вернуть смертную казнь для убийц детей и педофилов?».

Так вот, из более чем 118 тысяч россиян, принявших участие в опросе (всего ответы дали 142,4 тысячи человек, но это включая респондентов из других стран), 80,5% сказали однозначное «да». Отрицательно ответили лишь 16%, остальные высказали своё мнение в комментариях.

Да, пускай речь идёт только о двух категориях преступников (есть ведь ещё маньяки, террористы и т. д.), но сам факт – налицо.

В Кремле вопрос о возвращении смертной казни комментировать, к слову, отказались.

И потому сейчас совершенно непонятно, что будет делать избранный народом парламент, сам запустивший механизм изучения общественного мнения на эту тему и получивший вполне конкретный результат. То ли просто скажет: «Спасибо, мы приняли к сведению», то ли приступит к разработкам соответствующего законопроекта.

Пять статей УК РФ и сегодня предусматривают «исключительную меру наказания»

Само наказание – смертная казнь в качестве исключительной меры у нас есть и сейчас: статья 59 УК РФ так и называется. И есть пять преступлений, за которые она может быть назначена: «Убийство», «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование», «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа» и «Геноцид».

В Уголовном кодексе РСФСР, для сравнения, таковых деяний было 33, причём половина из них касалась преступлений, связанных с военной службой (в боевой обстановке); кроме того – расстрел грозил за шпионаж, измену Родине, диверсию, бандитизм, фальшивомонетничество, хищение государственного имущества.

Другой вопрос, что такая мера фактически запрещена с 16 мая 1996 года, когда занимавший на тот момент пост главы государства Борис Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».

Спустя три года мораторий на приведение таких приговоров в исполнение был утверждён Конституционным судом: он должен был завершиться в 2010-м, однако за год до назначенного срока КС запретил судам выносить смертные приговоры.

А если невиновен?

И последний смертный приговор в нашей стране был приведён в исполнение 2 августа 1996 года: в тот день в «Бутырке» поставили к стенке серийного убийцу и садиста Сергея Головкина, орудовавшего в 1986-1992 годах в Подмосковье.

Согласно официальным данным на 1 сентября текущего года, предоставленным Царьграду Федеральной службой исполнения наказаний, в колониях для осуждённых к пожизненному сроку и тех, кому смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, содержится 2019 таких сидельцев.

То есть: сегодня в семи зонах так называемого особого режима насчитывается более двух тысяч потенциальных смертников.

В основной своей массе это как раз и есть серийные убийцы и маньяки-насильники, члены жестоких бандитских группировок, террористы. У большинства за спиной – кровавое прошлое, смерти ни в чём не повинных людей, необузданная жесткость и зверства.

И, как правило, это доказанные преступления: подавляющая часть признали свою вину. Хотя именно вероятность судебной (следственной) ошибки, а вовсе не соображения гуманизма приводятся в качестве аргументации теми, кто выступает против возврата смертной казни.

Так, по результатам исследования ВЦИОМа, проведённого в прошлом году, 59% респондентов склонны признавать возможность ошибочного приговора, что влечёт за собой наказание невиновного. Но если человек просто отбывает наказание, это одно: существует всё-таки возможность признать ошибку и освободить, а вот если расстрел?..

Конкретных данных, сколько именно казнённых по ошибке было в России до введения моратория, нет.

Но известно, допустим, что за одно из убийств, совершённое самым известным отечественным маньяком Андреем Чикатило (43 доказанных убийства, в 56 он сознался сам; казнён в Новочеркасске в 1994-м), был расстрелян другой человек – Александр Кравченко. Тоже мерзавец и убийца, но конкретно в том преступлении, за которое его приговорили к высшей мере, он был невиновен.

Что страшнее – казнь или пожизненное?

Каждый раз, когда происходит очередная страшная трагедия с убийствами детей, в стране начинается волна призывов к возврату смертной казни как высшей меры наказания. Иногда правоохранителям приходится идти на беспрецедентные меры безопасности по защите самих маньяков, чтобы уберечь их от линчевания.

Бывает, и нередко, когда эмоциональность себе могут позволить и официальные лица.

Вот, например, в 2013-м, после резонансного похищения и убийства 8-летней Василисы Галицыной в Набережных Челнах, глава МВД Владимир Колокольцев в телеэфире заявил так:

Боюсь навлечь на себя гнев противников смертной казни, но если не как министр, а как простой гражданин, я не видел бы ничего предосудительного (в этом) для подобного рода преступников.

А после случившегося с Лизой Киселёвой (как ранее было и в случае других таких трагедий) схожим образом высказались многие публичные персоны – от политиков до деятелей культуры.

И, что характерно, и у них, и у обычных россиян объяснение на вопрос, почему не пожизненное, а именно смерть, звучит приблизительно одинаково:

Да, его посадят сейчас на пожизненное, а несчастные родители (убитого им ребёнка) будут платить налоги, чтобы его кормили и содержали, как и мы все. А я не хочу их кормить,

– комментирует, например, свою позицию одна из участниц опроса Госдумы Татьяна Родионова.

 «Думаю, что судебную ошибку можно исключить путём отсрочки исполнения приговора. Например, 5-10 лет для опровержения необоснованного приговора – вполне приличный срок, если случилась ошибка или доказательства сомнительные. И меньше станет ситуаций, когда сначала на камеру спокойно рассказывает обстоятельства совершения преступления, а потом скажет, что его заставили, если расстрел ему будет светить», – добавляет женщина.

Эксперты между тем спорят на тему, позволит ли высшая мера наказания повлиять на снижение числа жестоких преступлений против личности. Иными словами, станет ли угроза смерти сдерживающим фактором для новых маньяков и серийных убийц.

И единого мнения нет: общемировая статистика, на которую ссылаются специалисты, выступающие против возврата смертной казни, гласит, что какой-либо прямой взаимосвязи между уровнем преступности и наличием или отсутствием такого сурового наказания нет.

Но есть и другая точка зрения.

«Страх смерти присутствует у каждого живого существа, – говорит психолог Анна Окунева. – Да, есть категории людей, у которых этот порог снижен: если говорить, скажем, об "идейных" и о психически нездоровых. Первые не убирают такой страх совсем, но как бы подменяют на убеждённость в том, что его гибель – жертва в угоду определённым идеалам. Вторые, в зависимости от своих отклонений, "забывают" о нём, "отключают" эту функцию. Иные даже настойчиво хотят, чтобы именно такая развязка наступила. И отсутствие таковой становится для них значительно большим наказанием, нежели лишение жизни».

Первое время такой человек испытывает огромные психические страдания и мучения. Однако с течением времени наступает период привыкания – у каждого по-разному, одним на это требуется год-два-три, другим – десятилетие. Тем не менее при однообразном режиме (условно говоря, подъём-еда-сон) и отсутствии, скажем, иных вариантов для самореализации и каких-либо сторонних занятий (чтение, просмотр телевизора, прогулки) индивидуум деградирует, превращаясь в некое подобие животного,

– поясняет эксперт.

Впрочем, таких жёстких ограничений нет, хотя существование пожизненно осуждённых отличается серьёзными ограничениями. Живут они, как правило, либо в одиночках, либо по двое, в очень небольших, даже тесных, камерах, где проводят 23 часа в сутки, выходя лишь на час на прогулку в зарешеченном сверху тесном «стакане» на свежем воздухе. Ложиться на кровать в течение дня запрещено. Читать позволено только после согласования с начальством.

И, как пишут на форумах родственники таких заключённых, продолжительность жизни в «особых условиях» составляет в среднем 5-7 лет, хотя официальной информации по этому поводу никто не озвучивает. Но вот та же статистика ФСИН, к которой мы обращались ранее, сообщает: к началу сентября 2019-го, за год, количество пожизненно осуждённых сократилось на десять человек.

Автор:
Николаев Александр

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх