Пентагон и Госдеп так и не понимают друг друга.
Оценка угрозы войны США и России глазами переговорщика
Конфликт в Сирии между США и Россией породил множество прогнозов о вероятности Третьей мировой войны в горячем формате. Политологи, эксперты, военные, журналисты, лидеры партий, члены правительства и парламента — все, глядя со своих колоколен, так или иначе оценивают вероятность войны как достаточно высокую. Обыватели однако не видят в этих заявлениях скрытой манипуляции: сейчас правящим элитам и США, и России выгодно испугать население, чтобы добиться его консолидации и укрепить властные позиции, подтачиваемые экономическим кризисом. И таким образом решить свои задачи в период прохождения через выборы, когда всякая власть особенно уязвима.
Но переговорщики — это дошлый народ, владеющий манипуляциями и умеющий работать в конфликте, а потому понимающий их суть. И с точки зрения переговорщиков война между США и Россией исключена, а всякие заявления на эту тему носят предвыборно-пропагандистский и манипуляционный характер.
Нельзя ничего понять в том, что нас ждёт, если не понимать цели сторон конфликта. В политике спектр целей растянут от понимания их совпадения и стратегии сотрудничества как наиболее выгодной в таком случае, и взаимоисключающим конфликтом интересов, когда целью становится борьба за их воплощение. Переговоры находятся где-то посередине этой шкалы.
Совпадение интересов и сотрудничество — Переговоры — Борьба и конфронтация.
Иногда силовыми методами пользуются для того, чтобы, попросту говоря, набить себе цену в переговорах и показать, что вы — серьёзная фигура и на лёгкую победу партнёр пусть не рассчитывает. То есть имеет место элемент блефа. А блеф — манипуляционная стратегия. То есть исключающая реальное силовое противостояние.
В Сирии интересы США и России взаимоисключающи и потому находятся в конфликте.
А значит, с точки зрения Пентагона, стратегия борьбы понимается как более выгодная, чем стратегия сотрудничества. Борьба принесёт больше пользы, чем сотрудничество — именно так считают в Пентагоне. Сначала победа — потом переговоры. И потому мы видим обстрелы гуманитарных конвоев после соглашений Керри-Лаврова, саботаж и срыв договорённостей, порождающий недоумения в Кремле и утверждение, что Пентагон в Сирии воюет против Госдепа и в США воцарился бардак.
Так происходит потому, что Пентагон видит только картину в Сирии, и видит её через призму более широкой борьбы потенциалов двух стран, и не видит ничего больше. И с этой точки зрения его логика — это логика войны прежде переговоров.
Госдеп видит всё картину целиком, его кругозор шире. Кроме конфронтации интересов в Сирии и на Ближнем Востоке, Госдеп видит весь спектр мировых проблем, который не видит Пентагон. То есть осознаёт ещё и зависимость сторон друг от друга — чего не понимает Пентагон. Взаимозависимость — многоаспектное понятие. Сюда входит и проблема Киотского протокола, и экономический кризис, и сотрудничество с Россией по космосу, и совместная борьба с определёнными на данный момент террористическими структурами, вышедшими из-под контроля у ЦРУ, и атомная программа Ирана, и возвышение Китая, где у США интерес в том, чтобы Россия полностью не теряла ориентир на Запад — и многие другие вопросы, где уже нет такой чёткой линии конфронтации и имеются как соперничество, так и ситуативные совпадения интересов. Даже по той же Сирии у России и США сложно и причудливо переплетаются интересы сдерживания Турции — правда, у каждой стороны для своих целей.
Решение начать войну принимается государством только по итогам анализа всего комплекса противоречий, а не одной локальной площадки столкновения интересов, как бы ни была важна эта площадка и как бы ни был велик накал столкновения на ней. А весь комплекс противоречий вовсе не говорит о том, что война — единственный и самый выгодный способ их разрешения.
То есть мы видим, что у разных американских ведомств есть разный уровень широты и глубины кругозора и понимания интересов США в сирийском конфликте. Одни видят этот конфликт в контексте всего спектра мировых проблем, другие изолированно и потому между этими группами неизбежен конфликт, углубляющийся по мере его сирийской эскалации.
Конфликт в переговорной команде противника нарушает процесс её скоординированной работы. Это не всегда выгодно. Минус — откладывается момент выработки совместного приемлемого решения. Поэтому Россия играет на раскол элит в США очень дозированно, с тем, чтобы не хаотизировать там управление сверх критически допустимого уровня и не потерять на него влияние. России нужен не полный хаос в США, а хаос, подрывающий позиции демократов (Клитнтон), но не республиканцев (Трампа).
С этой точки зрения рука Москвы находится на регуляторе интенсивности сирийского конфликта, убавляя или прибавляя его обороты по мере необходимости и тем влияя на ход избирательной кампании Клинтон. Это очень тонкая и многоуровневая игра.
Естественно, в её штабе это прекрасно видят и приходят в бешенство, потому что никак не могут этому воспрепятствовать. Пальцы Москвы легли точно на сонную артерию американского гиганта и ему очень неуютно от этого ощущения. Гигант дёргается, брыкается, сыплет проклятиями и брызжет слюной, но от захвата высвободиться не может. США, что называется, «попались на захват». Инициатива в «сирийском экспрессе» прочно у России.
Веер стратегий участников
У США особенность положения в том, что у них нет выбора стратегии. Они обречены на конфронтацию со всем миром. Позиция силовой гегемонии привела к тому, что гегемон всем ненавистен и его падения ждут даже его вассалы.
В то время как у России имеется целый веер совпадающих интересов со всеми ключевыми игроками в мире. Это и Западная Европа, и Южная, и часть Восточной, и Китай, и Индия, и Иран, и даже Турция. По мере высвобождения от вассалитета США «пирог взаимной выгоды» может расширяться даже в отношениях с Японией. ЮАР и Бразилия в этом списке. Сюда же входят бывшие республики СССР — за исключением Прибалтики. Даже временно оккупированная Украина в части своих контрэлит видит мощный пласт совпадения интересов с Россией и возможности получения выгоды от сотрудничества. И непременно эти контрэлиты рано или поздно придут к власти на Украине и развернут её в сторону сотрудничества с Россией.
И США это прекрасно понимают. Они слышат тикание часов истории, где уже взвешено и отмеряно время их монопольного господства. И ближайшее двадцатилетие совершенно не вызывает в США оптимизма.
Отсюда вся стратегия США. Она ясна и просчитываема. Это крайняя степень силовой переговорной стратегии:
- Война вместо переговоров.
- Подчёркивание превосходства собственных интересов.
- Игнорирование личных проблем всех мировых лидеров.
- Стремление добиться подчинения себе путём использования распространения ложной информации.
- Любое несогласие вассалов или противников регулируется в терминах собственного решения.
- Свои решения рассматриваются не только как единственно возможные, но и опирающиеся на высокие принципы. И это оправдывает их эгоизм.
- Собственному решению — абсолютное предпочтение и его силовое навязывание всем остальным.
- Собственные интересы выражаются через заявления.
- Постоянное использование силы и отдаление, изоляция оппонента.
- Полное игнорирование проблем и интересов других сторон.
- Раздражение используется для нагнетания враждебной атмосферы, чем стараются подавить соперника.
- Консультанты используются лишь в том случае, если они подвержены манипуляции.
Свой выбор стратегии США объясняют «неконструктивностью оппонента» (не имеет значения, как он называется: Югославия, Ливия, Иран, Ирак, Сирия, Россия, Китай, далее везде). США, оглянувшись вокруг, вдруг осознали, что находятся в ситуации всеобщей враждебности и даже на надёжность контролируемых вассалов нелья полностью положиться.
Конфликт США с миром приобретает деструктивный прежде всего для самих США характер.
Переговорщик понимает, что любой участник конфликта вынужден будет, очутившись в такой крайней точке, начать из неё выбираться. Ибо выход из переговоров в войну по ресурсным соображениям тут невыгоден. Это понимают и в США, и в России, и в остальном мире.
После президентских выборов в США, несмотря на усиление конфронтационной риторики, начнётся усиление процесса «теневых переговоров». По всем каналам усилится процесс согласований выхода из нынешнего тупика с соблюдением условий «сохранения лица» для всех участников и в первую очередь США.
Поэтому войны не будет. Хотя конфронтация продолжится и сохранит довольно высокий уровень.
Заключение.
В позднем СССР был такой известный диссидентский анекдот. КГБ повязал мужика, который расклеивал листовки. Но предъявить ничего не мог — листы бумаги были пустые.
— Мужик, зачем же ты белую пустую бумагу расклеиваешь — спрашивают у него.
— А зачем писать? — спрашивает мужик. — Все и так всё понимают.
Поступим по примеру этого мужика
Просто перечислим «Основные принципы Международного права» ООН.
- Неприменение силы.
- Мирное разрешение споров.
- Невмешательство во внутренние дела других стран.
- Сотрудничество.
- Право наций на самоопределение.
- Суверенное равенство.
- Уважение прав человека.
- Территориальная целостность государств.
- Нерушимость границ.
- Добросовестность выполнения договоров.
Комментировать не станем.
Все и так всё понимают.
Источник: http://rusnext.ru/news/1477505712
Свежие комментарии