На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

9 000 подписчиков

Свежие комментарии

Безопасность в Арктике: границы и СМП

Одной из ключевых проблем России в области безопасности за полярным кругом является вопрос нашей морской границы

Она имеет важное значение не только с военной точки зрения, но и в смысле обеспечения нормальной работы СМП – нашей ключевой северной транспортной артерии.

Напомним, наша граница уязвима в силу следующих причин.

Исторически мы рассматривали все острова и всю водную гладь от крайних точек наших сухопутных границ до Северного полюса в качестве собственной территории. Однако в 1997 году РФ ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву (КМП), которая отграничивает терводы 12 милями от берега. Таким образом РФ сама отказалась от своей прежней позиции по арктическим границам, потеряв право на эксклюзивный контроль за шельфом и выведя из национальной юрисдикции СМП там, где он пролегает вне 12-мильной полосы.

Вопрос с шельфом попытались частично отыграть, подав заявку в Комиссию ООН, которая может признать шельф нашим, основываясь на данных, подготовленных нашими исследователями. Однако, во-первых, это вопрос политический, и ООН способна «мотать» его годами, откладывая решение. А во-вторых, и это главное, даже «добро» со стороны ООН не позволит нам вернуть суверенитет над утраченными водными просторами – шельф все-таки не терводы.

И теперь мы находимся в уязвимом положении. Мы провозглашаем СМП «исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией России в Арктике» и устанавливаем там свои правила, но при этом сами же отказались от старых границ на международно-правовом уровне.

США уже открыто заявили, что будут проводить на СМП т.н. FONOP – «операцию по обеспечению свободы мореплавания», попытавшись зайти в как бы наши воды своими кораблями. А что если они будут не одни? Что если их поддержит НАТО или хотя бы Северный (скандинавский) пакт? Что если на СМП будет пытаться явочным порядком проникнуть наш нынешний ситуативный (но в перспективе опасный) партнер – КНР? Понятно, что хотя бы один подобный успешный проход военного судна, одна-единственная проводка «мирного каравана» чужими ледоколами установит прецедент. Который потом уже не «переиграть».

Нам необходимо думать над тем, как парировать этот вызов.

Во властной среде на данный момент широко обсуждается теория, которую мы бы обозначили как «разбавление угроз». В ее основе – тот подход, что мы должны не бороться с нашими агрессивными визави напрямую, а постоянно противопоставлять интересы разных сторон. Для этого предполагается открыть наши двери для тех, кем мы будем «уравновешивать» наших партнеров-конкурентов. В терминах данного видения, мы, словно искусные дзюдоисты, сможем уравновесить КНР с помощью США, США с помощью КНР, и всех их – с помощью политически «неопасных», но экономически сильных Японии, Индии, Южной Кореи и арабских инвесторов. Полагаем, что этот подход обладает большой «маркетинговой» привлекательностью для наших ЛПР, но имеет фатальные недостатки. Так, он не гарантирует нас от сговора сторон, которые, будучи соперниками, смогут сойтись по одному-двум вопросам, по которым и «продавят» наши позиции. Он превращает нас из субъекта в поле игры, обуславливая тем самым нашу объектность в Арктике. Он диверсифицирует зависимости, но не обеспечивает автоматически нашей независимости и свободы в принятии решений.

Одним из непростых, но все же возможных ответов на этот вызов стал бы выход из КМП либо одностороннее изъятие СЛО из-под действия Конвенции. Это неминуемо вызовет бурю возмущения и целый шквал критики, а также возможные санкции, но это вряд ли будет худшим сценарием из возможных.

Данный подход позволит нам открыто вводить нужные нам режимы в нашей части СЛО, добиваясь их соблюдения. Этот шаг было бы целесообразно (но не обязательно) подкрепить договоренностями с другими арктическими странами. В практическом измерении, мы должны последовательно наращивать наш ледокольный потенциал, обеспечивая устойчивое военно-политическое, хозяйственное и инфраструктурное присутствие России за полярным кругом.

Капитан Арктика

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх