На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

9 002 подписчика

Свежие комментарии

Юрий Селиванов: ДОН — полет все еще нормальный

Россия не будет играть по чужим правилам в вопросах собственной военно-стратегической безопасности

Накануне США объявили о завершении процедур, связанных с их односторонним выходом из так называемого Договора по открытому небу (ДОН).

Выдержки из  Справки МИД РФ по ДОН:

«Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 г. в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами-участниками СБСЕ (с 1995 г. – ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года…. ДОН зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере. Он предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения…ДОН зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере. .. После начала внутреннего конфликта на Украине и обвинений в адрес России в наращивании войск и вооружений вблизи российско-украинской границы государствами-партнёрами в рамках ДОН было проведено почти два десятка наблюдательных полётов в этом районе. Их результаты наглядно продемонстрировали, что никакого наращивания не было. Вашингтон не раз выражал по различным каналам «серьёзную обеспокоенность» надуманными «нарушениями» Россией некоторых положений ДОН и отмечал, что не исключает возможность выхода США из ДОН под предлогом этих «нарушений».. 3. Введение запрета на выполнение части уже согласованного плана американо-канадской миссии в сентябре 2019 г. в ходе учений «Центр-2019», что вызвано сложностями обеспечения безопасности со стороны российских органов управления воздушным движением. Невозможно было обеспечить безопасность полётов в рамках ДОН исключительно в связи с быстро меняющейся ситуацией в ходе активной фазы учений.»

Прежде всего, следует отметить, что Москва, в лице представителя МИД РФ, уже отреагировала на данную ситуацию:

   «Москва даст жесткий ответ, если страны — члены Договора по открытому небу будут передавать данные своих наблюдательных полетов Вашингтону, заявил руководитель российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов.

«Не так давно мы узнали, что Вашингтон ведет нечистоплотную, подковерную игру и требует от союзников подписания документов, согласно которым они будут передавать США материалы их наблюдательных полетов над Россией. <…> Это грубейшее нарушение договора. Если оставшиеся государства-участники пойдут на поводу у США, наши жесткие ответные меры не заставят себя ждать»

 Что в этой связи необходимо отметить?

Прежде всего, то, что практическая реакция на выход США из Договора по открытому небу – компетенция не только МИД РФ, но и, безусловно, министерства обороны России. По той простой причине, что договор касается именно военной деятельности, которую курирует МО. Между тем, первая реакция военного ведомства на факт завершения участия США в указанном соглашении показывает, что в Москве особого ажиотажа по этому поводу не наблюдается. А плановая деятельность в рамках ДОН продолжается в обычном формате:

«В интересах укрепления доверия

23.11.2020 Марина Щербакова Минобороны сообщает

В период с 23 по 27 ноября в рамках реализации международного Договора по открытому небу миссия Франции выполнит наблюдательный полёт над территорией Российской Федерации на французском самолёте наблюдения Ан-30Н (так в тексте – ред.)  с аэродрома Кубинка. По заявлению начальника российского Национального центра по уменьшению ядерной опасности Сергея Рыжкова, в ходе выполнения полёта по согласованному маршруту российские специалисты на борту самолёта наблюдения будут контролировать строгое соблюдение согласованных параметров полёта и применения предусмотренной договором аппаратуры наблюдения. Самолёт и установленная на нем аппаратура наблюдения (аэрофотоаппараты) прошли международного освидетельствование, в котором приняли участие и российские специалисты.»

    Чем можно объяснить такую невозмутимость российского минобороны, которое продолжает выполнение указанного Договора несмотря на то, что США демонстративно вышли из него? Очевидно, во-первых, это объясняется категорическим нежеланием российского руководства играть по чужим правилам и, фактически, подыгрывать США в их действиях по развалу международной системы соглашений в области  безопасности.

Россия, таким образом, демонстрирует свою приверженность обязательствам, снижающим уровень военной напряженности в Европе, что с учетом политики США, вполне определенно направленной в последние годы на повышение уровня внутриевропейской конфронтации, очевидным образом направлено на сохранение мира на европейском континенте. А это создает почву для дальнейшего конструктивного диалога между Российской Федерацией и государствами Евросоюза, которые, кстати говоря, отнюдь не в восторге от односторонних действий США, торпедирующих меры военного доверия в Европе.

Что же касается возможного ущерба для РФ в случае продолжения её участия в ДОН без США, то эту опасность вряд ли стоит преувеличивать.

Прежде всего, потому, что даже в свои лучшие времена ДОН не мог выполнять функции  достаточно эффективного инструмента стратегической разведки. Хотя бы потому, что такие миссии заранее согласовывались и стороны имели возможность хорошо к ним подготовиться. В частности в плане минимизации военной деятельности в заявленных районах. Сам Договор имел весьма ограниченную «сферу компетенции» и, например, вообще не касался контроля стратегических ракетно-ядерных арсеналов сторон. Кроме того и это общеизвестно, в настоящее время системы космической разведки обеих сторон практически в полном объеме выполняют работу по мониторингу всей государственной  территории «вероятного противника» и в этом смысле средства авиационного мониторинга ничего существенного к ним добавить не могут.

В этом смысле заявление МИД РФ, выразившего опасение по поводу возможности передачи получаемых в ходе полетов по программе ДОН сведений от европейских союзников НАТО американской стороне, является, скорее, политико-дипломатическим маневром, нежели проявлением действительно существенной военной озабоченности. Не случайно авторство этого заявления принадлежит дипломатам, а не военным.

   Здесь необходимо четко понимать, что все страны НАТО, согласно действующим между ними военным соглашениям, обязаны в полной мере обмениваться друг с другом в полном объеме разведывательными данными, особенно касающимися вероятного противника, то есть РФ. Никаких дополнительных договоров на эту тему им заключать не потребуется.

С другой стороны очевидное спокойствие российское стороны наверняка объясняется тем, что Договор по открытому небу  уже давно имеет не столько военно-стратегическое, сколько политико-психологическое  значение. Особенно после решения РФ в 2015 году  приостановить свое участие в Договоре по обычным вооруженным силам в Европе, в ответ на резко возросшую антироссийскую военную активность НАТО. Инструментом контроля за соблюдением ДОВСЕ фактически и являлся ДОН.

Что же касается возможностей РФ по нейтрализации заведомо нежелательных натовских миссий в рамках ДОН, то они, как ограничивались ранее в случае необходимости (например, под предлогом обеспечения безопасности полетов в ходе военных учений) так и будут ограничиваться.

В целом же вполне очевидно, что   выход США из  данного Соглашения полностью укладывается в нынешний «понижающий тренд» американо-российских отношений, которому администрация США следует последние годы. В этом смысле порвать указанный почти символический договор американцам было намного проще, чем выйти из Договоров по ПРО, РСМД, или тем более, решиться  на денонсацию  основополагающего СНВ-3.

Стоит ли ожидать, что Джо Байден, если он станет президентом США, отменит решения Трампа о выходе из международных военных договоров и, в частности, ДОН? Думаю, что  не стоит. Геополитическая стратегия США, в рамках которой происходит выход этой страны из основополагающих соглашений по контролю над вооружениями (причем задолго до Трампа), лишь в небольшой степени зависит от того, какая именно администрация контролирует Белый дом.  Все гораздо сложней и глубже. Можно даже сказать, что американская геостратегия является фундаментальной константой, в русле которой обречена действовать любая вашингтонская власть. Очевидно, что правящие круги США, в широком понимании этого феномена, сделали ставку на последний, решающий рывок к абсолютному военно-политическому доминированию над миром и хотят освободиться от всех сдерживающих их в этом отношении условий и факторов.

Что же касается того, стоит ли России оставаться в этом договоре, то опять обращаю ваше внимание на характерные акценты, расставленные в заявлении МИД РФ. Полагаю, что это заявление является своего рода маркером отношения Москвы к перспективе использования данной ситуации в целом. Могу предположить, что она интересует власти РФ не столько в военно-стратегическом отношении, поскольку в этом смысле ситуация явно  не рассматривается в качестве угрожающей, сколько в политико-дипломатическом плане. Особенно с учетом известной позиции большинства европейских стран-членов НАТО, которые в свое время весьма негативно отреагировали на решение США выйти из Договора открытого неба.  Европа в принципе крайне болезненно реагирует на любые поползновения Вашингтона к усилению конфронтации с Россией и может рассматривать демарш США по «открытому небу» как свидетельство дальнейшего расхождения позиций и интересов европейцев и американцев в области безопасности. А это именно то поле, на котором российской дипломатии стоит, как следует, потрудиться.

Юрий Селиванов, специально для News Front

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх